Стук в двигателе автомобиля

Различные стуки под капотом могут свидетельствовать об износе основных узлов и деталей, между которыми увеличиваются зазоры. Чем больше зазор, тем сильнее посторонний звук. Стук в двигателе нельзя запускать, поскольку отсутствие своевременного ремонта может вывести автомобиль из строя насовсем. Далее поговорим о том, что делать, когда появился стук в двигателе, и чем он может быть вызван.

Предварительная диагностика двигателя автомобиля

Услышав посторонний шум под капотом при работе авто, необходимо в первую очередь уточнить, откуда доносится звук. С этой целью проводят визуальный осмотр:

  1. Завести мотор и погазовать педалью сцепления при выключенных КПП и трансмиссии — это позволит услышать чистую работу двигателя.
  2. Установить автомобиль на смотровой яме.
  3. Осмотреть тщательно опоры силового агрегата, а также генератор и водяной насос — последние чаще других вызывают стук под капотом.
  4. Убрать все детали, вызывающие подозрения.
  5. Повторить первый пункт. Если звук сохранился, проблема кроется в самом моторе и его узлах.

Стук в двигателе автомобиля

Профессионалы классифицируют посторонние звуки по ряду параметров:

  • характер — эпизодами, редкий или постоянный. Периодичность стука определяет серьезность поломки;
  • тональность. Конструктивное строение моторов оказывает влияние на звуковые особенности постукиваний. В этом вопросе поможет только опытный слух мастера, который сможет определить одну и ту же поломку в звонком стуке на корейском авто и приглушенном звучании «немца»;
  • локализация. Позволяет точнее определять место постукиваний и понять, какой узел неисправен. Прослушивание осуществляется при помощи стетоскопа.

В процессе диагностики в обязательном порядке устанавливают следующие зависимости:

  • интенсивность постукиваний и рост оборотов мотора;
  • момент появления стука и усиления его громкости — на холодную, в горячем виде или на холостых оборотах.

Стук в двигателе автомобиля

Интересно! Киа Спортейдж 2022 года — обзор, комплектации и цены в России

Основные причины стуков в двигателе автомобиля

Глобально причиной стука в моторе выступает износ деталей и узлов агрегата, который приводит к увеличению зазоров между ними. Стук могут издавать следующие составляющие:

  • поршневые пальцы;
  • сам поршень в цилиндре;
  • коленвал в блоке цилиндров;
  • распредвал в головке блока;
  • клапан и его направляющая;
  • головка блока цилиндров с клапаном;
  • ось клапанного механизма — коромысло;
  • цепь или ремень ГРМ.

Детали из твердых и прочных материалов постукивают равномерно длительное время. Мягкие элементы, работающие в паре с металлическими деталями, быстро разрушаются, посторонний звук стремительно усиливается.

Стук в двигателе автомобиля

Основные факторы, способствующие появлению стука в моторе:

  • производственный брак;
  • во время ремонта использованы изношенные элементы;
  • постоянное применение топлива низкого качества;
  • нарушение рекомендаций производителя по виду масла для двигателя;
  • нарушение правил эксплуатации машины — резкое или неправильное торможение, перевозка тяжелых грузов и прочее;
  • износ тех или иных деталей;
  • детонация — чрезмерно быстрое сгорание топливовоздушной смеси (ТВС) сопровождается разрушением двигателя и металлическим стуком.

Стук в двигателе автомобиля

Интересно! 10 лучших летних шины 2022 года —рейтинг по цене и качеству

Спровоцировать детонацию могут следующие причины:

  • топливо плохого качества;
  • большой слой нагара на стенках камеры и дне поршней приводит к избыточному сжатию ТВС;
  • неправильная установка момента зажигания ТВС;
  • дисфункция системы выхлопа;
  • слишком быстрый разгон и перегруз двигателя;
  • свечи сгорания вышли из строя.

Стук в двигателе автомобиля

Стук в моторе появляется также по следующим причинам:

  • звонкий и громкий стук привода бензонасоса;
  • звонкий редкий стук двигателя дизеля обеспечен топливным насосом высокого давления;
  • звонкий стук при протекании масла на фоне ослабленного шкива коленвала;
  • глухой звук после ремонта говорит о неверном подборе прокладки блока цилиндров;
  • при запуске стук двигателя говорит о поломках смазочной системы — грязь в каналах или некачественное масло, при нагреве смазочного материала звук прекращается.

Стук в двигателе автомобиля

Стук в двигателе на холостых оборотах

Основные факторы, вызывающие посторонний звук в моторе на холостом ходу:

  • картер двигателя касается помпы или колеса генератора;
  • дрожит оболочка механизма распределения газа или защита движка;
  • на моторах с шестеренчатой передачей могут появляться зазоры на распределительных шестернях;
  • колесо коленвала откручивается;
  • шестерня коленвала или звездочки на нем неустойчива;
  • плохое качество топлива;
  • слабость фиксации шестерни или звездочки на распределительном валу;
  • деформации махового колеса — только у двигателей с автоматической КПП.

Стук в двигателе автомобиля

Интересно! Загорелась лампочка бензина сколько можно еще проехать

Стук в двигателе на холодную

Причины постороннего стука в непрогретом моторе:

  1. При отсутствии иных признаков поломки стук возникает из-за отклонений от нормы тепловых зазоров. Требуется регулировка клапанов.
  2. Износ гидрокомпенсаторов естественным путем — из-за некачественного смазочного материала или несвоевременности его замены. Устраняется промыванием двигателя с последующей сменой масляного фильтра и моторного масла.
  3. Коренные вкладыши стучат при естественном износе или снижении давления в масляном насосе.
  4. Изношенный шатун глухим звуком металла ударяется о шейку коленвала — такая поломка требует экстренного ремонта и приводит к невозможности эксплуатации авто.
  5. Шум компенсаторов на фоне вязкости масла уходит по мере прогрева мотора.
  6. Стук в моторе после замены масла считается нормальным явлением: некоторые элементы временно работают с дефицитом моторного масла. Опытные мастера иногда заранее наполняют масляный фильтр маслом перед установкой.
  7. Недостаток моторного масла приводит к шумам, которые усиливаются по мере прогрева силового агрегата.
  8. ГРМ стучит только в силу изношенности.

Стук в двигателе автомобиля

Стук в двигателе на горячую

На оборотах стук двигателя чаще всего вызван критическим изменением величины зазоров между рабочими элементами мотора. Основные причины постороннего звука в горячем двигателе:

  • недостаточность количества масла — трущиеся пары работают насухую и быстрее изнашиваются;
  • коленвал со вкладышами — мягкие шатунные и коренные вкладыши быстро истираются, что приводит к их проворотам и стуку;
  • клапаны двигателя издают стук вследствие износа рокера или забитого канала подачи масла на распределительный вал;
  • гидрокомпенсатор стучит на фоне недостатка масла или слишком низкого его давления;
  • фазовращатели — после 150-200 тыс. км пробега в цепном и ременном типе приводов начинается процесс коксования масляных клапанов и естественный износ внутренних частей;
  • стенки цилиндров и поршни меняют геометрию по мере износа, что приводит к повреждениям поршневых пальцев и колец;
  • подшипники коленвала — помимо естественного износа может стучать на фоне неправильной установки во время ремонта;
  • детонация — резкое воспламенение топлива обеспечивает глухой звук взрыва в цилиндре, о ее причинах сказано ранее.

Стук в двигателе автомобиля

Интересно! Ниссан Патфайндер 2022 года — обзор нового кузова, комплектации и цены

Опасные причины стука двигателя

Самые опасные для эксплуатации автомобиля причины посторонних звуков в моторе:

  1. Поршень — глухой стук из блока цилиндров сопровождают щелчки. На холодную стук может сопровождать цокот. Аналогичная ситуация при небольших оборотах и резком сбросе газа при движении.
  2. Поршневые пальцы — характерный металлический звон отчетливо слышится при перегазовках, усиленном нажатии на педаль газа для ускорения. Для определения поломки просто выкрутите свежи зажигания.
  3. Детонация возникает при несоответствии типа топлива, экстремальной нагрузке на затяжном спуске или крутом подъеме.
  4. Вкладыши коленвала и коренные подшипники — приглушенный звук металла из района картера отчетливее слышно при малых оборотах и на непрогретом двигателе, при сбросе газа. Поломку провоцирует низкое качество моторного масла.
  5. Вкладыш шатунов — отчетливый металлический звук из области картера. При его усилении мотор на бензине или дизеле может заклинить в любой момент.

Стук в двигателе автомобиля

Советы по ремонту двигателя автомобиля

Первым делом при появлении постороннего шума из двигателя проверяют уровень смазочных материалов. Падение уровня моторного масла выступает провокатором нарушений в работе всей системы двигателя внутреннего сгорания.

Если масла достаточно, необходимо исключить неисправности приводов, топливной системы и шкивов навесного оборудования. После этого можно переходить к определению мест локализации постороннего звука.

Стук в двигателе автомобиля

Далее требуется определить все особенности постукиваний — зависимость силы и тональности стука от нагрузки автомобиля, прогрева мотора, количества оборотов и т. д.

Важно определить частоту стука. Когда она совпадает с частотой вращения коленвала, поломки ищут в одном направлении. Когда реже частоты коленвала примерно в 2 раза, искать неисправность нужно в системе ГРМ.

При возникновении подозрений на выход из строя шатунного механизма автомобиль отправляют на срочный ремонт. В любом случае стук из мотора авто говорит о необходимости тщательного сервисного обслуживания и профессионального ремонта.

Стук двигателя возникает по разным причинам, но основная заключается в износе деталей и узлов силового агрегата. Изнашиваются элементы мотора естественным путем или под влиянием сторонних факторов. Детали из мягкого металла требуют замены чаще, а из твердого и прочного — реже. Основные факторы ускоренного износа — низкое качество моторного масла или топлива, нарушение правил эксплуатации (перегазовки, ускоренный разгон и резкое торможение, перегруз и т. д.).

Ссылка на основную публикацию