Клапаны — устройства, которые необходимы для корректной работы двигателя внутреннего сгорания. Впускные отвечают за наполнение цилиндров бензином, выпускные — за вывод отработанных газов. Происходящее от нагревания в процессе работы расширение металла меняет не только размеры, но и форму деталей конструкции. Регулировка клапанов необходима, чтобы вернуть двигатель к прежней функциональности, не допустить прогрессирования неполадок в работе.
Что такое регулировка клапанов двигателя
Клапаны в ДВС сравнивают с цилиндрическими тарелками, насаженными на длинные стержни. Несложные детали, установленные в блоке цилиндров, в процессе эксплуатации подвергаются весомым нагрузкам, как механическим, так и термальным. Несмотря на практику изготовления из прочной стали, обладающей устойчивостью к таким воздействиям, их перманентность неминуемо приводит к деформации и смещениям:
- происходит расширение клапанов, удлинение стержней;
- искажаются размеры зазоров между торцами и кулачками (или коромыслами в двигателях устаревшего типа);
- чем больше размеры отклонений, тем вероятнее прогрессирование проблем, возникающих на этом фоне.
Регулировка клапанов двигателя — непростой процесс, не всегда доступный автовладельцам с большим стажем. Для его проведения нужны мастерство, специфические инструменты, знание устройства собственного автомобиля и его конструктивных особенностей, размеров зазора между клапанами двух типов, угла поворота коленвала, последовательности проводимой сборки и разборки. Чихание, троение, хлопки, падение мощности — это признаки, которые указывают не только на неполадки, но и на их дальнейшее развитие.
Это не совсем регулировка клапанов двигателя — в процессе устранения образовавшейся неисправности происходит выставление теплового зазора, необходимого для предотвращения расширения и удлинения клапана. Так что правильное определение манипуляции — регулировка теплового зазора между кулачком распределительного вала и деталью клапана, отвечающей за его открытие.
Интересно! Признаки неисправности сцепления – как устранить
Каким двигателям и когда нужна регулировка клапанов
Владельцы некоторых автомобилей с ДВС прекрасно осведомлены, что могут обойтись без этой процедуры. Моторы современных легковых авто оснащены гидрокомпенсаторами, самостоятельно регулирующими зазоры до необходимой величины. Те автовладельцы, у которых нет такого полезного устройства в двигателе внутреннего сгорания, знают, зачем нужна регулировка клапанов.
Некоторые недостаточно осведомлены о тонкостях конструкции, но есть подробные описания порядка регулировки клапанов двигателя автомобилей ВАЗ, Форд, Хонда, Ниссан и других. Если нет времени разбираться, что это такое и когда регулировка необходима, можно просто съездить к специалистам на профосмотр и узнать, насколько эта процедура актуальна для вашего авто.
Текущее техническое обслуживание — важная составляющая длительного и беспроблемного использования. Техническая документация содержит сведения о периодичности проверки зазора, если это необходимо, но ориентироваться можно и на цифру в 25–30 тыс. км. Порядок регулировки тепловых зазоров зависит от цилиндров и их работы, модели двигателя. Цилиндров может быть от 4 до 8, но есть легковушки с 3,5 и даже 12 цилиндрами. Иногда и у четырехцилиндровых есть отличия.
Определить порядок работы цилиндров нужно для применения корректной последовательности регулировки. Для отдельных моделей есть специальные приспособления, например у ВАЗ 2108 и 2109, у Форда и Фольксвагена, Тойоты, Мицубиси с регулировочными шайбами, предусмотренными в конструкции.
Регулировка клапанов дизельного двигателя должна проводиться в целях установки зазора, который указан в инструкции по эксплуатации именно этого двигателя. Тип топлива — бензин, газ или дизель — не имеет значения. Важен только вид конструкции узла, состоящего из клапана, толкателя и распределительного вала.
Интересно! Замена дисков и тормозных колодок
Процедура регулировки клапанов двигателя
Процедура начинается с очищения подкапотного пространства, и это общее условие, поскольку в противном случае есть риск попадания мусора и пыли в двигатель после снятия крышки ГБЦ. Рекомендуется, чтобы автомобиль стоял на ровной поверхности, с хорошо затянутым тормозом для стоянки и дополнительными упорами под колесами. Работа выполняется при достаточном освещении.
В каждом конкретном случае последовательность отличается. Примеры:
- Регулировка клапанов двигателя Газели начинается со снятия крышки фильтра, крепежных гаек, шланга вакуумного корректора и патрубка сапуна. От карбюратора необходимо отсоединять тяги. Они доставят ощутимые затруднения при регулировке клапанов двигателя. Приступают к процессу после снятия клапанной крышки. Сначала регулируют первые 4 клапана, повернув коленчатый вал, занимаются остальными.
- Если у Газели двигатель ЗМЗ 402, отличий в процессе регулировки каждого клапана нет. Нужно раскрутить стопорную гайку, между коромыслом и шейкой вставить щуп, прижать его регулировочным винтом и оставить зазор 0,3 мм у впускных клапанов, 0,4 мм — у выпускных.
- Двигатель Д 240 требует при регулировке клапанов: общего процесса очистки, остывания мотора и специального приспособления Однако последнее не является обязательным условием, мастера обходятся и подручными средствами.
- Регулировка клапанов двигателя УАЗ проводится после каждых 30–40 тыс. км пробега, зазор на впускном — 0,35 мм, на выпускных — 0,40 мм. Регулировкой занимаются при холодном агрегате, лезть в него в горячем виде недопустимо. Отпустив стопорные гайки на винтах регулировки, устанавливают щуп, и закрепляют его, чтобы он был прижат, но не давил на шток. Регулировка на выпускном клапане проводится практически аналогичным образом, просто используется щуп других параметров.
- Владельцу мотоблока регулировку клапанов двигателя придется проводить, ориентируясь на данные из технического паспорта, который есть у каждого производителя. У стандартного ТС входной клапан с допустимым значением 0,10–0,15 мм, выходной — от 0,15 до 0,20 мм.
Комментарий эксперта. М. Урбанский, блогер-автолюбитель:
«Вот в случае с мотоблоком давать универсальные рекомендации сложно. Хонда, Лифан, мотор от Агро и Угры — только навскидку можно перечислить несколько типов, которые потребуют от автолюбителя не только теоретических знаний. Очень многое зависит от производителя и марки, практических навыков и умений владельца».
Работа двигателя до и после регулировки клапанов
Можно провести оптимизацию зазоров для профилактики после пробега определенной продолжительности, и это самый разумный шаг на пути к обеспечению беспроблемной эксплуатации. Однако многие владельцы ТС забывают контролировать промежуток между уже сделанной отладкой и необходимой по пробегу. Тогда ориентируются на характерную симптоматику:
- металлическое постукивание, особенно слышное в холодную погоду;
- усиление стука при увеличении нагрузки;
- отчетливый запах горелого;
- падение компрессии в цилиндрах и вибрация на небольших оборотах (на профессиональном сленге — троение двигателя);
- невозможно достижение полной мощности;
- автомобиль вяло разгоняется и жрет много топлива.
Интересно! Как убрать ржавчину с кузова автомобиля
Даже если пока наблюдаются не все вышеперечисленные признаки, лучше заняться профилактическим осмотром, чем впоследствии платить ощутимую сумму за ремонт. У многих автолюбителей, предпочитающих традиционные типы двигателей, недоверие к гидрокомпенсаторам, которые имеют обыкновение ломаться, тоже вызывая стук, и это требует других мер борьбы.
Правильно отрегулированные зазоры на клапанах превращают неприятную работу с тревожной симптоматикой в устойчивую на высоких и низких оборотах, ликвидируют остальные признаки, сигнализирующие о необходимости процесса.
Важность регулировки клапана двигателя
Роль, которую выполняет это приспособление, сложно переоценить: запуск горючей смеси и отведение отработанных газообразных соединений, распределение смеси и газов — играет огромную роль в бесперебойной работе системы.
Избежать снижения эффективности работы двигателя, подгорания клапана при недостающем размере зазора и неполного открытия (которое и является причиной появления металлического стука) при избыточном расстоянии зазора, а также запаха гари, излишнего шума, неимоверно быстрого изнашивания деталей конструкции можно, только своевременно регулируя зазоры. Если у автовладельца только приблизительное представление о процессе или он приобрел новую машину, доверить это лучше специалистам.
Множество рекомендаций на тему, каким должен быть пробег авто между регулировкой клапанов, говорят о точном количестве километров для разных марок. Однако в реальности это только примерные указания на необходимость профилактического ремонта. Как только появляются вышеперечисленные признаки неисправности, так и наступает необходимость заниматься процессом или доверить его профессионалам, иначе стоимость ремонта последствий окажется гораздо весомее.